Начало

Прототип T-10

Су-27 Су-27УБ П42

Су-30 Су-30MK Су-30 MKI

Су-27IB Су-32ФН Су-34

Су-33 Корабельный

Су-35

Су-37

Семейство Су-27
Вооружениеt
Программа bCAD для работы с 3D моделями
Купить!
Автора! Автора!


Cy-27 | Cy-27УБ | П-42






Cy-27 Flanker
Су-27 - одноместный, двухдвигательный реактивный истребитель завоевания превосходства в воздухе четвёртого поколения.

Современная аэродинамическая компоновка, высокая тяговооружённость благодаря мощным и экономичным двухконтурным турбореактивным двигателям, большой запас топлива, широкий диапазон высот и скоростей полёта, высокоэффективный комплекс радиоэлектронного оборудования, современное управляемое ракетное вооружение обеспечивают его высокую эффективность при перехвате воздушных целей, позволяют ему уверенно вести ближний маневренный воздушный бой, а также дальний ракетный перехват воздушных целей

Конструкция
Самолёт выполнен по нормальной балансировочной схеме, имеет интегральную аэродинамическую компоновку с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа, образующих единый несущий корпус. Конструкция цельнометаллическая с широким применением титановых сплавов. Фюзеляж типа полумонокок с круговым поперечным сечением. Носовая часть отклонена вниз. Лётчик располагается на катапультируемом кресле К-36ДМ, обеспечивающем аварийное покидание самолёта во всём диапазоне высот и скоростей полёта. Лётчик экипирован высотно-компенсирующим костюмом или высотным морским спасательным комплектом, защитным шлемом и комплектом кислородного оборудования ККО-5.

Двигатели АЛ-31Ф размещены в разнесённых гондолах, выполненных по схеме полумонокок. АЛ-31Ф эксплуатируется в широком диапазоне высот и скоростей полёта, устойчиво работает на режимах глубокого помпажа воздухозаборника на числах M=2 в условиях плоского, прямого и перевёрнутого штопора. Системы ликвидации помпажа, автоматического запуска в полёте, встречного запуска основной и форсажной камер обеспечивают надёжность силовой установки при применении бортового оружия. Двигатель имеет большой ресурс. При ремонте двигателя в эксплуатационных условиях можно поменять шесть, а на аварийных заводах - все 14 блоков. Ресурс двигателя поднят до ресурса самолёта.

Воздухозаборники прямоугольные регулируемые, размещены под наплывами крыла и оснащены отклоняемыми сетками для защиты от попадания в двигатели посторонних предметов. Они обеспечивают устойчивую работу двигателей на любых углах атаки, во всём диапазоне скоростей полёта. Расположение поверхности торможения воздухозаборника - горизонтальное, для предотвращения попадания пограничного слоя в воздухозаборник клин торможения отодвинут от поверхности несущего корпуса, а между крылом и клином образована щель для слива ПС. Отсос ПС осуществляется также через перфорацию на третьей ступени клина. Механизация воздухозаборника - подвижные панели регулируемого клина и створки подпитки на нижней поверхности. Регулируемый клин состоит из связанных между собой передней и задней пдвижных панелей. На боковой поверхности воздухозаборников установлены антенны станции предупреждения об облучении.

Для достижения большей дальности беспосадочного полёта предусмотрен значительно больший относительный объём топливных баков-отсеков, чем у других отечественных и зарубежных истребителей третьего и четвёртого поколений: баки занимают практически весь внутрифюзеляжный объём средней части фюзеляжа, центроплана и консолей крыла. Общая ёмкость топливных баков (три в фюзеляже и центроплане и один в консолях крыла) около 12000 л (9400 кг при плотности топлива 0.785 кг/дм3). Установка подвесных баков и система дозаправки в воздухе на исходном Су-27 не предусмотрена.

Целевое оборудование
Бортовая импульсно-доплеровская РЛС имеет антенну диаметром 1076 мм с электронным сканированием по азимуту и механическим по углу места. РЛС способна гарантированно обнаруживать воздушные цели класса легкий истребитель на дальности до 80-100 км в передней полусфере и 30-40 км - в задней, сопровождать на проходе до десяти целей и обеспечивать одновременный пуск ракет по двум целям. БРЛС может вести поиск и сопровождение целей на фоне земли или морской поверхности. Дополняющая радиолокационный комплекс оптико-электронная прицельная система обнаруживает скоростные воздушные цели на удалении до 40 км в передней полусфере. Аппаратура приборного наведения с земли осуществляет вывод перехватчика на цель в директорном или автоматическом режиме.

Вооружение
Вооружение самолётов Су-27 и Су-27УБ подразделяется на стрелково-пушечное и ракетное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301 разработки ОКБ В.П.Грязева и А.Г.Шипунова, установленной в наплыве правой половины крыла. Боекомплект пушки 150 патронов, темп стрельбы 1500 выстрелов в минуту. Ракетное вооружение Су-27 размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), подвешиваемых на 10 точках: 6 под консолями крыла, 2 под гондолами двигателей и 2 под центропланом между мотогондолами. На самолёте может быть подвешено до шести управляемых ракет воздух-воздух средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также их модификации с увеличенной дальностью полёта (Р-27ЭР, Р-27ЭТ). Масса ракеты в зависимости от модификации составляет 250-350 кг. На четырёх внешних подкрыльевых узлах могут быть подвешены управляемые ракеты малой дальности с тепловыми головками самонаведения типа Р-73. УР малой дальности имеют массу около 100 кг. На подфюзеляжных и двух подкрыльевых точках подвески возможна установка балочных держателей.

При принятии на вооружение самолет получил обозначение Су-27, а в авиации ПВО - Су-27П (перехватчик). Внешне они между собой не отличались, да и внутри практически тоже. Правда, предполагалось, что фронтовой истребитель Су-27 должен иметь возможность поражать наземные цели, но его оборудование не было приспособлено для выполнения подобных задач. Поэтому в дальнейшем название Су-27П практически не применялось. Все серийное производство Су-27 выполнялось авиационным заводом им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре (ныне КнААПО) под шифром Т-10С. Несколько лет назад были заключены контракты на поставку коммерческого варианта Су-27 (Су-27СК, в ОКБ -Т-10СК) в Китай и Вьетнам, а позже подписан контракт на продажу лицензии по производству Су-27СК в Китае. Отличия коммерческого варианта от обычного серийного самолета заключаются только в БРЭО и вооружении. В последнее время появилось еще одно название - Су-27МСК (Су-27СК модернизированный). Эту машину предлагает непосредственно КнААПО как развитие коммерческого варианта с расширенными возможностями работы по наземным целям.






Cy-27УБ
Первой полноценной модификацией самолета Су-27 стал его учебно-боевой двухместный вариант - Су-27УБ (обозначение в ОКБ - Т-10У). Большая размерность самолета позволила разместить второго члена экипажа, подвергнув базовую машину минимальным переделкам. Кабина пилота (2)осталась без изменений. Место инструктора(3) пришлось приподнять, так как за кабиной пилота находится отсек передней опоры шасси. Это позволило обеспечить хороший обзор второму члену экипажа. Оба места - инструктора и обучаемого - закрыты единой сбрасываемой частью фонаря, которая открывается вверх - назад, как и на боевой машине. С увеличением высоты кабины пилотов возрос объем фюзеляжа, что позволило сохранить состав оборудования, характерный для исходного истребителя. Выросла и площадь боковой проекции головной части фюзеляжа, что повлекло увеличение площади вертикального оперения(1) для сохранения путевой устойчивости. Чтобы максимально сохранить базовую конструкцию, кили были подняты на 425 мм с помощью вставок, что обеспечило унификацию агрегатов боевого и учебного самолетов. Тормозной щиток также доработали - его площадь выросла за счет увеличения длины примерно на 300 мм, из-за чего антенну радиокомпаса немного сместили назад. В конструкции крыла Су-27УБ предусмотрели размещение двух дополнительных точек подвески. В остальном учебный вариант практически ничем не отличается от боевого самолета. Как и Су-27, коммерческий вариант Су-27УБ (Су-27УБК) поставлялся в Китай и Вьетнам. Все изменения, связанные с продажей за рубеж, идентичны Су-27СК.


П-42 рекордный самолет, переоборудованный в 1986 году из головного серийного Су-27- самолета Т10-15. Основные внешние отличия от базового Су-27
  • Радиопрозрачный обтекатель заменен на более легкий металлический(1)
  • Отсутствует значительная часть БРЭО, в том числе удалены и внешние элементы, в частности отсутствует оптический блок оптико-локационной станции (2)
  • Нерегулируемые воздухозаборники(3)
  • Уменьшенные по высоте кили(4)
  • Отсутствуют подфюзеляжные гребни(5)
  • Отсутствует хвостовая балка(6)
В результате изменений взлетная масса П-42 снижена до 14100 кг. Самолет оснащался форсированными двигателями тягой по 13600 кгс (обозначение в протоколах ФАИ - Р-32). Всего в 1986-1988 гг. на самолете П-42 было установлено 27 мировых авиационных рекордов скороподъемности и высоты полета.
Список рекордов П-42 (источник FAI)

Подкласс C-1h (Взлетный вес от 12000 до 16000 кг)
Группа 3 (Реактивные двигатели)


Вид рекорда Результат Пилот Дата
Время подъемана высоту 3000 м 25с В. Пугачев 27/10/1986
Время подъемана высоту 6000 м 37с В. Пугачев 15/11/1986
Время подъемана высоту 9000 м 44с Н. Садовников 10/03/1987
Время подъемана высоту 12000 м 55с Н.Садовников 10/03/1987
Время подъемана высоту 3000 м сгрузом 1000 кг 28 с O. Цой 17/05/1988
Время подъемана высоту 6000 м с грузом 1000 кг 38s O. Цой 19/04/1988
Время подъемана высоту 9000 м сгрузом 1000 кг 48 с О. Цой 17/05/1988
Время подъемана высоту 12000 м с грузом 1000 кг 59 с O. Цой 17/05/1988

Подкласс C-1i (Взлетный вес от 16000 до 20000 кг)
Группа 3 (Реактивные двигатели)


Вид рекорда Результат Пилот Дата
Высота с грузом 1000 кг 22250 м В. Пугачев 20/05/1993
Наибольший вес, поднятый на высоту 15000 м 1015 кг В. Пугачев 20/05/1993
Время подъемана высоту 15000 м с грузом 1000 кг 2мин 6с В. Пугачев 20/05/1993
Время подъемана высоту of 15000 м 2мин 6с В. Пугачев 20/05/1993

Класс N / Группа 3: реактивные двигатели

Вид рекорда Результат Пилот Дата
Высота в горизонтальном полете без нагрузки 19335 м Н. Садовников 10/06/1987
Время подъемана высоту 3000 м 26 с Н. Садовников 11/04/1987
Время подъемана высоту of 6000 м 37 с Е. Фролов 31/03/1988
Время подъемана высоту of 9000 м 47 с Е. Фролов 31/03/1988
Время подъемана высоту of 12000 м 58 с Н. Садовников 11/03/1987
Время подъемана высоту of 15000 м 1мин 16с Н. Садовников 11/03/1987
Время подъема на высоту 3000 м с 1000 кг груза 28 с O. Цой 17/05/1988
Время подъема на высоту 6000 м с 1000 кг груза 38 с O. Цой 19/04/1988
Время подъема на высоту 9000 м с 1000 кг груза 48 с O. Цой 17/05/1988
Время подъема на высоту 12000 м с 1000 кг груза 59 с O. Цой 17/05/1988

Подкласс C-1 (Неограниченный взлетный вес)
Группа 3 (Реактивные двигатели)


Вид рекорда Результат Пилот Дата
Время подъемана высоту of 3000 м 25.37 с В. Пугачев 27/10/1986
Время подъемана высоту of 6000 м 37.05 с В. Пугачев 15/11/1986
Время подъемана высоту of 9000 м 44.18 с Н. Садовников 10/03/1987
Время подъемана высоту of 12000 м 55.54 с Н. Садовников 10/03/1987